• (846) 956-12-60
    справочная
  • 959-19-10
    педиатрия
Россия, 443095, г.Самара, ул.Ташкентская, 159, Схема проезда
Медицинский центр, медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское обследование, медицинские консультации. Самарская областная клиническая больница имени М.И. Калинина
Министерство здравоохранения Самарской области
Самарская областная клиническая больница имени В. Д. Середавина

Организация психологической помощи в отделении

 

Лечебно-реабилитационный процесс в настоящее время всё чаще обеспечивается участием клинических психологов в работе лечебно-профилактического учреждения.          Рождение ребёнка – переход в новый социальный статус. Незавершённая и несформированная адаптация матери к новому социальному функционированию может привести к проблемам во взаимоотношениях со своим малышом.           

Известно, что послеродовый период у женщин отмечен большим числом психологических проблем. Они обусловлены изменением параметров семьи, социального статуса и особенностями эмоциональной сферы: повышенной чувствительностью, склонностью к беспокойству, беспричинными страхами. Рождение ребёнка с патологией усиливает стресс, а в случае грубых нарушений блокирует значимые потребности и цели родителя и определяет существенное напряжение адаптации к возникающей ситуации. После родов организм женщины проходит через большие изменения. Многие полагают, что он сразу вернётся к нормальному состоянию, но на самом деле потребуется время для «отвыкания» организма от беременности. Часто через 2-3 дня после родов мама может испытать необъяснимое желание плакать, подавленность, раздражение. Во-первых, это происходит из-за гормональных изменений в организме. Во-вторых, из-за изоляции женщины во время родов. Депрессия, вызванная физиологическими причинами, наступает обычно на 3-5 день после родов и длится не более 48 часов. В это время можно облегчить своё состояние осознанием того, что оно временно, бывает у многих и скоро пройдёт. Лучше всего поделиться с близкими своими переживаниями (или со специалистом). Кроме того, причиной депрессии может быть усталость. Постоянное недосыпание, вызванное режимом малыша и обязанностями, может вывести женщину из психологического равновесия. Психологические причины депрессии связаны с трудностью вхождения женщины в новую роль. Мать, принимая определённые социальные стереотипы, старается порой соответствовать образу, чуждому материнской любви, перекладывая заботу о ребёнке на бабушек и нянь. Стоит помнить, что основное лекарство для матери – её ребёнок.  Конечно, в первую очередь депрессии подвержены те женщины, чья беременность протекала при неблагоприятных обстоятельствах, и чей ребёнок имеет проблемы со здоровьем. Как правило, послеродовая депрессия длится не более двух месяцев.                      

 Один из типичных признаков послеродовой депрессии – полное нежелание матерей обращаться за помощью. Это можно объяснить глубоким чувством вины, которое они испытывают, сталкиваясь с трудностями, связанными с уходом за ребёнком. Многие матери ожидают, что «материнская любовь», которой они будут охвачены после родов, решит проблемы адаптации к ребёнку, тогда как процесс образования этой связи зависит от длительного (несколько месяцев) взаимного научения. Кроме того, некоторые матери считают, что за ребёнка отвечают только они. Ежедневные заботы требуют от них физических и душевных сил и вызывают чувство беспомощности, усиливающееся изолированностью. Депрессия матери негативно влияет на развитие ребёнка, особенно на чувство безопасности, внутренние механизмы самозащиты, концентрацию, развитие речи, в первую очередь нарушается эмоциональная сфера. Дети страдают, поскольку у мам отсутствует интерес к взаимодействию с ними, а также реакция на какое-либо их проявление. Дети в раннем возрасте особенно нуждаются в телесном контакте «кожа к коже», заботе, общении.

В раннем постнатальном периоде начинается процесс адаптации ребёнка к новым условиям. Если в родах ребёнок может получить и, как правило, получает острую психическую травму, то при неправильном отношении к нему в этот период младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития. Потребность в близости – базовая потребность ребёнка. Если мать оказывается недоступной ребёнку или кажется ему таковой, активизируется деятельность малыша, направленная на восстановление близости. Страх потерять мать может вызвать панику. Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребёнок перестаёт чувствовать себя в безопасности. Только при развитом чувстве безопасности ребёнок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать.  Необходимо обеспечивать скорейшее совместное пребывание матери и ребёнка в отделении. Для новорожденного ребёнка, переживающего травму рождения, испытывающего тревогу и страх перед окружающими неизвестным миром, мать является гарантом безопасности, выживания в этом мире. При наличии у матери нервно-психических, соматических нарушений она не в состоянии справляться с этими обязанностями. Более того, новорожденный усиливает её тревогу, другие отрицательные эмоции, и его адаптация в окружающем мире крайне затруднена. Разлучение младенца и матери сразу же после родов приводит к повышению у родильницы уровня тревоги, к формированию на этом фоне идей о возможности подмены ребёнка на чужого, к трудностям становления лактации, а так же к страху за состояние ребёнка.

Тревога – эмоция, отражающая переживания ожидания, возникающие в ситуации неопределённости, допускающей неблагоприятное развитие событий. Именно в такой ситуации находится женщина, чей ребёнок имеет явные проблемы со здоровьем. Чем больше неопределённость будущего, тем выше тревога. Страх можно определять как эмоциональную реакцию на конкретную угрозу, проявляющуюся в виде вегетативных изменений и переживания внутренней напряжённости, связанной с угрозой благополучию, здоровью или жизни человека и/или его близких. При этом интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна вызывающей её опасности. Закономерно и нормально некоторое время повышение уровня тревоги и возникновение страхов, отмечающиеся у большинства женщин, испытывающих дефицит информации о том, как будет проходить лечение, каким образом, и каков будет результат. Признаками нормальных тревоги и страха являются их адекватность, логичность, снижение при разрешении ситуации. Самое главное – не убегать от собственного страха, иначе он поглотит целиком.

Интуитивная незримая связь между ребёнком и матерью, возникающая после рождения обозначается термином «болдинг». Благодаря этой связи они сохраняют общие границы и продолжают оставаться единым целым. При этом мать способна понимать невербальные сигналы ребёнка, удовлетворять его потребности, снижать его сепарационную (базальную) тревогу и помогать адаптироваться в новых условиях.

Особое значение в формировании раннего диалога между матерью и ребёнком имеет кормление грудью. В ситуации кормления грудью частично восстанавливается единение физических границ матери и ребёнка, так как при этом некоторым образом имитируется то, что происходило во время внутриутробного периода, у ребёнка снижается сепарационная (базальная) тревога. И это не менее важная задача грудного вскармливания, чем насыщение ребёнка. Когда мать и младенец соединяются в ситуации кормления, происходит инициация человеческих отношений, формируется модель отношений ребёнка к объектам окружения и к миру в целом.

Младенцы чувствительны к тому, как их держат на руках, у одного они плачут, у другого затихают. Благоприятно на развитие ребёнка влияют матери, движения которых синхронны движениям младенца во время общения с ним, эмоции экспрессивны (выразительны), контакты с ребёнком разнообразны. Общение же детей с матерями ригидными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции – напротив, не способствует развитию психических функций ребёнка. То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Таким образом, мамы, чьи дети поступили в отделение патологии новорожденных, направляются лечащим врачом на консультацию к медицинскому психологу для оценки психоэмоционального состояния. В зависимости от полученных результатов с мамами проводятся психокоррекционные мероприятия (от 3 до 7 посещений), которые включают в себя тематические беседы, эмоциональную поддержку, эмпатийное слушание, сопереживание, ориентировку на положительные эмоции и адекватную оценку ситуации, и т.д. По результатам работы оценивается её эффективность, и даются рекомендации.

 

А.О. Аборина – медицинский психолог педиатрического корпуса ГБУЗ СОКБ им. В. Д. Середавина.

О.Ф. Воронкова – зав. отделением патологии новорожденных, к.м.н., ГБУЗ СОКБ им. В. Д. Середавина.

Запись на приём
к врачу

Номер паспорта или свидетельства о рождении:
(не обязательно для заполнения)

Номер полиса / ЕНП:

Дата рождения:

Отделение:

Я даю согласие на обработку моих персональных данных в рамках федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-Ф3 "О персональных данных"
© 1908-2017
Самарская областная клиническая больница имени В.Д. Середавина
Распечатать страницу

Контакты

Схема проезда

Информационная поддержка